20 лет в тюрьме, год второй

"Когда сегодня Рейнольдс сказал, что у него родилась дочь, меня пронзила страшная мысль: ведь я, возможно, еще буду здесь, когда она выйдет замуж".

Альберт Шпеер. "Шпандау: тайный дневник".

Погруженный в мысли

"Отличная фраза - "погрузиться в мысли". Она точно описывает то смутное состояние сознания, в котором я пребывал на протяжении нескольких часов.И как результат такого состояния, все, о чем я думал, растворилось в воздухе. Никаких записей".

Альберт Шпеер. "Шпандау: тайный дневник".

Таинство Пикассо, 1956

Смотрел вчера по "Культуре" фильм, снятый летом 1955 года в Ницце, - совместный проект режиссера Анри-Жорж Клузо и Пикассо.

На протяжении часа Пикассо творит свои картины - от первого мазка, через изменение сюжета, к финальному штриху. Зачаровывающее зрелище!
Иногда хочется закричать: "Стоп! Не делайте этого, не проводите этой линии, не закрашивайте это!". Но в конце почти всегда видишь - да, так и нужно было.

Под конец, когда за 5 минут новое полотно превратилось, после сотен переделок ,из веселого морского пляжного пейзажа, где по центру просто располагались фигуры мужчины и женщины, в абсолютную крупную абстракцию про двух людей - я уже взмолился: "А-а-а-а! Я понял, что он гений, прекратите"! Художник на это отреагировал примерно так: "Блин, ну вот так как-то... Ага, теперь я понял, что хотел. Надо взять чистый холст и теперь я знаю, что написать".

А вообще - поразило КАК он делает картину. Вот рисует дерево. Но не со ствола и веток. А вначале - плоды, потом дубраву, потом ветки, а потом - это превращается в узор на чешуе рыбы, которая через пару минут становится вовсе не рыбой, а узором перьев петуха. Бред :) Кажется, что полное отсутствие первоначального замысла ...

Вот ссылка на фильм ... томительный и зачаровывающий

http://my.mail.ru/video/list/negativa.net/1353/68680.html

Былое: из дневников Великого князя Константина Константиновича

KR_4
KR_3

"Петербург.
Понедельник. 16 сентября 1913 г.

<...>В Павловском училище  попал в церковь к молебну. Обошел роты, поздравлял с юбилеем, посетил больных. За завтраком сидел за крайним столом Государевой роты, у стенки <...>
Сделал вид, что не заметил, как юнкера, сидевшие за тем же столом, после завтрака разбили стакан, из которого я пил, и разобрали осколки".


Цит. по "Дневник великого князя Константина Константиновича (К.Р.): 1911-1915 / Отв. ред., сост. В.М. Хрусталев. - М.:ПРОЗАиК, 2013", с.306.

"Трудно быть богом" Алексея Германа

Когда попробуешь редкий деликатес, вдруг испугавший неожиданным, но покоряющим вкусом - его запоминаешь надолго. Послевкусие нарастает в памяти и чувствах, привлекая сердце к подлинному.

"Трудно быть богом" Германа - фильм из такого ряда. С каждым днем впечатление от этой картины не просто не удаляется - возрастает и наполняется, осознается и открывается.

Фильм смотрится на одном дыхании. Герман ни на секунду не пытается выдать зрителю эссенцию из своего полотна, он просто разворачивает его, абсолютно открытое для зрителя, абсолютно нестрашное в своей ужасной наготе.

Несредневековая теснота, тотальное отсутствие личного пространства, воздуха и перспективы лишь изредка прерывается статичной картиной детальной красоты. Многое неслышно и невнятно, но это только усиливает эффект присутствия.

Если ты среди людей, то никак не сможешь ты оставаться наблюдателем - хоть небожителем, хоть полным сарказма циником. Ты обязательно будешь вовлечен в месиво добра и зла, вынужден будешь занять позицию, менять позицию и внести часть своего сердца в борьбу за смысл той жертвы, которую нельзя не принести.

... Выйдя из зала, еще минут 30 ощущаешь себя в гротескном и реальном до жути полотне единого движения, образов и звуков. Каждый пронесенный мимо в руках кулек оставляет ощущение, будто ты находишься в самом чреве старой таверны или на замковой кухне.